Возлюбленные Господом участники Первого Всероссийского Съезда Древле-Апостольских Общин,
Я выступаю от имени Всероссийского Союза Евангельских Христиан или Свободной Народной Евангельской Церкви и имею передать от нее всем присутствующим христианский привет с сердечным пожеланием помощи Божией в решении предстоящих Съезду вопросов.
Прежде, чем говорить дальше, я хотел бы, чтобы здесь прозвучал голос слова Божия и потому намерен прочитать следующие два места из Св. Писания, а именно: Деян. 2, гл. 37 - 47 ст. и первое послание к 1 Коринф. 3 гл., с 10 по 15 ст. Особое внимание обращаю на слова: "каждый смотри, как строит.
Всероссийский Союз Евангельских Христиан, от имени которого я выступаю, объемлет все концы русской земли.
Общины евангельских христиан имеются на крайнем Севере, на берегах Белого моря и на крайнем Юге, в Закавказьи, близь Турецкой границы, на крайнем Западе - на берегах Балтийского моря и на Дальнем Востоке - на берегу Великого Океана. Все эти общины объединены одною верою и любовью и горят одним духом.
Очень уместно отметить три момента в сношениях между Всероссийским Союзом Евангельских Христиан (Свободной Народной Евангельской Церковью) и Российской Православной Церковью.
Первый момент относится к 1911 году, когда евангельские, христиане, в лице своего председателя И. С. Проханова, обратились к существовавшему в то время Синоду с предложением о расширении распространения книг Св. Писания, с целью большего духовно-нравственного просвещения народа, и выразили ту мысль, что для этой цели необходимо напечатать в большем количестве легкую библию, карманного формата, в каноническом составе.
В ответ на это от члена Синода архиепископа Антония Волынского последовало письмо, в котором он, с одной стороны, отказывал в напечатании означенной библии, а с другой стороны, подвергал резкой критике религиозные воззрения евангельских христиан.
Евангельские христиане ответили посланием, в котором защищали основы Евангельской веры (Фил. 1, 27), указывали на необходимость и неизбежность коренной реформации на евангельских началах во всем укладе православной церкви и предсказали события, свидетелями которых мы являемся в настоящее время.
Второй момент относится к началу сентября 1922 года, когда в православной церкви совершилось преобразование патриархата в Высшее Церковное Управление и внутри церкви стали образовываться обновленческие группы, как-то: "Живая Церковь", "Возрождение" и т. п.
Сознавал важность происходящих событий, Высший Совет Свободной Народной Евангельской Церкви обратился к Высшему Церковному Управлению и к обновленческим группам с посланием, которое получило название "Евангельского Клича" и было затем распространено в большом количестве экземпляров. В этом послании евангельские христиане, указывая на обрисовавшуюся неизбежность церковной реформации, изложили с исчерпывающею ясностью те положения евангельской веры, которые являются необходимой основой для восстановления первохристианской церкви, и призывали руководителей православной церкви вступить на этот евангельский путь, путь обновления жизни русского народа.
Вместе с тем, признавая, что такое обновление религиозной жизни народа осуществить невозможно без помощи Всемогущего, евангельские христиане постановили назначить по всем своим общинам особые торжественные молитвенные собрания на 2 ноября 1922 г. Цель этих собраний заключалась в том, чтобы вознести Господу молитвы об успехе духовного пробуждения народа.
К участию в этих собраниях были приглашены представители Высшего Управления и вообще обновленческого духовенства православной церкви.
Целью собраний являлась единодушная молитва о духовном пробуждении русского народа и о слиянии всех ручьев пробужденной жизни в одну мощную реку истинной евангельско-русской реформации.
Молитвенные собрания в Петрограде и Москве отличались особой торжественностью. На них присутсвовали передовые представители Высшего Церковного Управления и духовенства, в лице митрополита Антония, протоиерея Боярского и др.
Беспримерное в истории России объединение в молитве представителей, с одной стороны, господствовавшей церкви и, с другой стороны, народного евангельского движения умиляло сердца присутствовавших и вызывало слезы восторга на глазах. Тысячи душ наполнялись благоговейной молитвой о пробуждении народа. Это были незабвенные минуты молитвы, которые, несомненно, должны принести существенный плод в дальнейшем ходе событий, в связи с духовным пробуждением страны.
Третий момент относится к настоящему времени и связан с приглашением, которое было получено Всероссийским Союзом Евангельских Христиан от организационного комитета Съезда Древле - Апостольских Общин. Получение этого любезного приглашения нисколько не удивило нас, так как мы верим, что молитвы 2 ноября не могли остаться без плода. Мы сочли своим нравственным долгом явиться сюда, чтобы сделать новый совместный шаг в том же направлении содействия всеобщему духовному пробуждению.
Указанные мною три момента в сношениях между Свободной Народной Евангельской Церковью и Православною Церковью имеют значение постольку поскольку они связаны с огромною, совершающейся на наших глазах, работою в СССР.
Эта работа есть двоякое строительство.
На наших глазах произведена колоссальная перестройка государственных основ, проведены коренные социально-экономические реформы, иимещие универсальное значение. Но, как бы мы ни сочувствовали этому государственному строительству, мы все ж понимаем, что для жизненности означенных реформ государство должно опираться на честного, трудолюбивого, трезвого гражданина, на человека в высшем значении этого слова.
Поэтому, на ряду со строительством государства необходимо строительство нравственной личности человека, создание такого типа гражданина, который был бы более чутким к своим обязанностям, чем к своим правам.
Мы, люди верующие, понимаем, что это строительство возможно только при помощи религии, веры, Евангелии и учения Христа. Необходимость духовного объединения таких людей ведет к понятию о церкви.
На этом основано строительство церковное, т. е. строительство первохристианской церкви, или духовного жилища Божия.
Евангельская церковь уже посвятила этому строительству многолетнюю работу. Нарождающийся Союз Древле-Апостольских Общин ставит себе ту же задачу.
Настоящий съезд имеет своею целью рассмотреть некоторые вопросы в связи с этим строительством.
Но для того, чтобы строительство истинной первохристианской церкви могло оказаться успешным, необходимо иметь ясные руководящие начала.
Где же находятся эти руководящие начала?
Евангельские христиане нашли эти начала в Деяниях Апостолов и в посланиях апостольских. Они частью находятся в прочитанных мною текстах.
Во втором из прочитанных мною текстов Ап. Павел, говоря о духовном строительстве, указывает на следующие элементы правильного строительства: 1) на основание, 2) на материал, 3) на план, 4) общий характер устраиваемой церкви, 5) на строителей.
Основание для строительства указано ап. Павлом очень ясно.
Никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Христос. Ап. Петр в Деяниях Апостолов говорит: "ибо нет другого имени, данного под небом, которым бы надлежало нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа" (Деян. 4, 12), а в своем послании Петр называет Христа краеугольным камнем духовного дома. Если люди хотят, чтобы их духовная постройка устояла, необходимо, чтобы она воздвигалась исключительно на основании Христа, на Его заповедях любви и мира, на Его призывах к совершенствованию, на чистых началах Его учения. Всякое отклонение от этого и воздвигание каких-либо личностей, как авторитетов при духовном строительстве, кроме Христа, может привести всю постройку к катастрофе, ибо всякие человеческие авторитеты непрочны, как песок. Подуют ветры, разольются реки, песок будет вымыт и унесен, а дом упадет и падение его будет великое. Христос есть камень, Он есть скала. Никакие ветры, никакие бури не могут потрясти или разрушить дом, воздвигнутый на этой скале.
2. Материалы для строительства должны удовлетворить строго определенным условиям. Ап. Павел говорит о золоте, серебре, драгоценных камнях, дереве, сене и соломе.
Главный разрушитель зданий есть огонь. С этой точки зрения дерево опасный материал, а тем более сено и солома.
Этими словами ап. Павел запрещает употреблять для духовного строительства все то, что служит похотью для очей и воспаляет человеческие страсти честолюбия, властолюбия и т. п. С другой стороны, он отзывается, очевидно, похвально о золоте, серебре и драгоценных камнях. Однако, мы не должны понимать этих материалов в физическом смысле, так как пережитое нами в последние месяцы показало, что физическое золото, серебро и драгоценные камни не являются необходимым элементом церковного строя. Но другое дело золото веры, серебро надежды, драгоценные камни - дел любви. Эти элементы безусловно необходимы для духовного строительства церкви Господней.
Но эти элементы должны сосредоточиться в человеке, который, как камень живой, и является главным материалом для духовного строительства.
Деяния апостолов указывают с совершенной ясностью, как апостольскал церковь созидалась из камней живых. В главе 8 Деяний Апостолов рассказывается об евнухе, который, едучи по дороге, читал великую 53 главу Пророка Исайи о страдающем Мессии, о Том, Кто был, как овца веден на заклание, Кто был мучим за грехи наши. Евнух, по разъяснении Филиппом пророческих слов, уверовал в страдающего Мессию, Спасителя мира, и в Его искупительную жертву. Эта была сознательная живая вера, которая сделала его живым камнем Филипп удостоверяется в жизненность его веры посредством краткого исповедания и через крещение вкладывает этот камень в стены духовного храма Божия.
О другом живом камне говорится в 9 гл. Деян. Апостолов. - Мертвая душа Савла, фарисея и гонителя церкви Божией делается живою при встрече со Христом. Из Савла, противника Евангелия, делается апостол язычников. Это совершается через глубокий духовно - нравственный переворот, называемый в слове Божием обращением и духовным возрождением. Этот переворот включает в себе, прежде всего, сознание о помиловании и прощении грехов (1 Тим. 1, 13 - 15), веру и полученное спасение (Еф, 2, 8) и жизнь вечную (2 Тим. 4, 7). Кроме того, этот переворот сопровождается коренною переменою внешней и внутренней жизни, обновлением ума, сердца и воли. Только после этого переворота Савл делается живым камнем и через крещение вкладывается в стены Христовой церкви.
Таким образом, главнейший материал, из которого созидается церковь евангельская, есть живые камни душ, сознательно верующих в искупительную жертву Христа, покаявшихся, получивших прощение грехов обращенных и возрожденных.
а) Прием живых членов в церковь.
Первым условием для приема нового члена в церковь Христову является испытание его, имеет ли он живую веру. Филипп спросил евнуха: "если веруешь, что Иисус Христос - Сын Божий, то можно. Всякий новый член должен доказать, что он имеет веру во Христа, как в своего личного Спасителя.
Вторым условием является покаяние, к которому призывал народ ап. Петр в день Пятидесятницы, и связанное с ним получение прощения грехов и жизни вечной.
Третьим условием является плод покаяния, т. е. перемена внутренней жизни, обращение и духовное возрождение.
Четвертым условием является удостоверение, связанное с возрождением факта получения вступающим членом Духа Святого. "Что препятствует креститься тем, которые, как и мы, получили Духа Святого", говорит ап. Петр при принятии Корнилия и тех, кто был с ним.
Пятым условием является сознательное и добровольное совершение водного крещения, как внешнего выражения умирания для мира и воскресения для Господа, как переход из чужой земли в обетованную страну.
В первом из прочитанных мною текстов (Деян. 2,41) сказано: "охотно принявшие слово крестились и присоединилось в тот день к Господу душ около трех тысяч1.
б) Условия жизни членов в церкви.
Души верующие (испытанные, как живые), присоединенные, согласно указанным мною условиям, для того, чтобы оставаться жизнеспособными, должны:
1) как сказано в 43 ст. 2-й гл. Деян. Ап., пребывать в общении с другими верующими и в хлебопреломлении. Преломление имеет целью, путем воспоминания смерти Господней, оживлять в верующих чувство единения с Отцом и Его детьми;
2) жить святою жизнью, т. е. жить согласно с заветами Христа...
Насколько была высока духовная жизнь первой церкви апостольской в Иерусалиме, это видно из того, что два человека, Анания и Сапфира, сказавшие ложь апостолам, были наказаны смертью. Жизнь членов первой церкви была настолько высока, что в одних она внушала великую любовь к ним, а в других возбуждала чувства страха и благоговения. Верующие назывались святыми не только потому, что они получили праведность и святость от Христа через омытие Его кровью, но и потому, что силою Духа Святого они достигали личной святости и сияли в мире, как светила, добрыми делами.
в) Очищение церкви от мертвых членов.
По самому строению в церкви не могут быть мертвые камни, в ней не могут быть члены, живущие во грехе: в ней не может быть ни клеветников, ни лентяев, ни пьяниц, ни прелюбодеев и т. п. Когда в Коринфской церкви появился прелюбодей и Коринфская церковь медлила принять по этому поводу меры, ап. Павел написал им повеление извергнуть развращенного из своей среды, т. е. отлучить его. В данном случае ап. Павел действовал в полном согласии с повелением своего Спасителя (Мтф. 18): о том, что если согрешит брат, то его надо увещевать с любовью, а если он не исправится, то он должен быть для церкви, как язычник.
На меру отлучения порочных членов церкви нельзя смотреть, как на проявление какой-либо жестокости. Цель этой меры троякая:
во-первых, духовная гигиена церкви, т. е. очищение ее от порочных разлагающих элементов во-вторых, свидетельства миру о непримиримости церкви в отношении греха и
в-третьих, любовь к согрешающему члену и желание путем применения этой крайней меры привести человека к сознанию, раскаянию и исправлению его жизни. Такова, именно, была цель ап. Павла, когда он писал к Коринфянам об отлучении развращенного. Развращенный раскаялся, но церковь Коринфская медлила его принять. Во втором послании к Коринфянам апостол пишет, что раскаявшегося следует принять.
План, положенный в основу строительства первобытной церкви, исходил из указаний апостолов и.не имел никакого отношения кета-рым предначертаниям ветхого завета. Впоследствии, при строительстве церкви, люди стали обращаться к ветхому завету, из которого было взято и введено в устройство Христианской церкви многое, что противоречило новому завету.
IV. Общий характер устраиваемой церкви.
Церковь времен апостолов состояла из многих поместных церквей или общин. Внешняя жизнь церквей выражалась:
В устройстве собраний, которые состояли из молитвы, чтения Слова Божия, для целей благовестия и назидания, пения и совершения хлебопреломления.
Молитва совершалась не по установленным формулам, а в простых сердечных словах, обращенных к Богу с выражением определенной нужды.
Чтение Слова Божия совершалось не только рукоположенными на то лицами, но и рядовыми верующими.
Ни о каких обрядах в связи с этими собраниями не упоминается. Самые собрания происходили в частных домах при самой простой обстановке (Деян. 20 гл.).
Церкви имели служителей: пресвитеров или епископов, что одно и то же, учителей или проповедников и диаконов. Все эти служители избирались церквами и по своему положению были первыми из равных, выделенными для определенной работы.
Не идея власти и прав руководила ими. Их работа называлась и в действительности была служением, т. е. непрерывным исполнением обязанностей. Все члены, не исключая женщин, были равными в церкви, каждый из них служил другим тем даром, какой имел. Каждый трудился, а лентяям не было места.
Между членами была крепкая внутренняя спайка. У всех было одно сердце и одна душа.
Живые камни были тесно связаны крепким цементом Христовой любви. Социальный вопрос решался очень просто: так как у всех было одно сердце и одна душа, то ясно, что у всех должно было быть одно имущество.
Все верующие были вместе и имели все общее. Продавали имения и всякую собственность и разделяли всем по нужде каждого (Деян. 2, 44 - 45 и Деян. 4, 32 - 34). Радость спасения, наслаждение духовным общением и получаемые ежедневно благословения создавали жизнь полную непрекращающегося торжества и блаженства.
Церковь была похожа на дом святого духовного пира искупленных человеческих душ. Это был уголок Царствия Божия, перенесенного с неба на землю.
V. О строителях.
Первым строителем Церкви Христовой был сам Бог, Художник и Строитель всего существующего через Духа Святого, Который излился на всех людей в самом начале строительства, в День Пятидесятницы, в Иерусалиме.
Этим фактом определяется характер членов (живых камней) первобытной церкви. Они были объяты силою Духа Святого и изобиловали духовною жизнью. Все они пребывали ежедневно в общении с Господом, все они получали откровения и вразумления от Бога, через слово и видения, и все горели ревностью благовестия и духовного трудолюбия. Все пребывали в Господе, а Он в них. Каждый из них переживал опыты личной духовной жизни.
Дух Божий, как огонь, сожигал в них все неугодное Богу и выплавлял металл внутренней и внешней чистоты.
У ап. Павла есть выражение "мы соработники Бога", у Строителя Духа Святого. Соработниками или строителями являлись, прежде всего, все ответственные работники церкви
В Иерусалимской церкви эти строители были истинными проводниками строительной силы - Духа Святого, и только потому их труд увенчался мировым успехом.
Для успеха строительства церкви и в наше время необходимо соблюдение указанных мною руководящих начал относительно основания, качеств материалов, плана и общего характера воздвигаемой церкви. Но не менее важны условия, предъявляемые Богом к руководителям строительной работы.
Насколько я могу судить, настоящий съезд является, главным образом, съездом руководителей разных отделов православной церкви внутри СССР.
Поэтому, для них очень важно оживить в памяти предъявляемые к ним словом Божиим требования:
1. Слово Божие требует, чтобы строители были изведанные (Деян. 6, 3), т. е. испытанные, имеющие личный духовный опыт. Все строители должны пережить духовный переворот обращения и возрождения. Как может человек научить народ великой истине возрождения, если он сам не пережил этого духовного переворота.
Чрезвычайно важно, чтобы каждый строитель, подобно Никодиму, уединился со Христом и внутренне пережил смысл Его слов: "должно вам родиться свыше" (Иоан. 3).
2. Строители должны быть исполнены мудрости, необходимой для этой работы. Все мы, верующие, понимаем, что здесь должна быть особая мудрость. Управлять государством путем указов и приказов неизмеримо легче, нежели управлять маленькою церковью орудием любви и духовного влияния.
Об этой мудрости должен просить у Бога каждый строитель.
3. Каждый строитель должен быть способен на самоотвержение.
Самоотвержение должно проявляться в следующем:
а) В способности самопожертвования ради интересов дела Божия. Ап. Павел говорил, что он не дорожил своею жизнью и готов был отдать ради интересов дела Божия (Деян. 20, 24). Справедливость этих слов апостол доказал своею жизнью полной лишений, скорбей, голода, нищеты, гонений и т. п. Мученическая смерть ап. Павла в Риме запечатлела самоотвержение этого великого строителя.
б) В отрешении от всех привилегий и связей с миром, препятствующим полному развитию деятельности во славу Божию. В данном случае строителям нужно поступить подобно ап. Павлу, который почел тщетою и за сор все, что для него было преимуществом, ради превосходства познания Иисуса Христа (Фил. 3, 7 - 8).
в) В покаянии от домостроителей требуется, чтобы каждый оказался верным тем руководящим началам, которые Бог установил для строительства Его Церкви.
Но если строители до сих пор строили не так, как повелено Божественным Архитектором, то они должны покаяться.
4. В отрешении от власти, привычки и консерватизма.
Власть привычки оказывает могущественное влияние на людей. Мне припоминается один случай. На Кавказе у меня был знакомый горец. У него отняли кинжал, который он носил на поясе своей черкесски. Он жаловался мне, что ему стало не по себе. Ходит ли, сидит ли, ему чего-то недостает. Хотя по внутреннему убеждению он находил, что ему лучше быть без кинжала, но все-таки не мог отделаться от этого ощущения.
Такова сила привычки в обыденной жизни, но она не менее ощутительна и в духовной жизни. Сила привычки в религиозной жизни народа является причиной всякой отсталости и костности и главной помехой ко всякому совершенствованию и ко всем видам реформации.
Можно ясно видеть справедливость евангельских требований и руководящих начал для истинного строительства церкви и все-таки, можно остаться при своем старом укладе религиозной жизни только в силу привычки или духовной инертности.
Нужно большое самоотвержение, чтобы преодолеть силу привычки и консерватизма в своем собственном духовном мире.
Но еще большее самоотвержение нужно для того, чтобы преодолеть силу привычки в народных массах, в которых нет внутреннего стимула - убеждения, расходящегося с привычкой.
Это самоотвержение может быть дано только свыше.
Свободная Народная Евангельская Церковь строилась на изложенных мною руководящих началах слова Божия. В этом заключается причина того успеха и благословения, которые она несет в мир. В сущности говоря, она совершает и уже совершила евангельскую реформацию в сердцах народа.
В настоящее время происходит другое движение в верхах православного духовенства, выразившееся в образовании различных обновленческих групп.
Спрашивается: каково же отношение Народной Евангельской Церкви к этому обновленческому движению? Это можно разъяснить притчей. У отца есть две группы детей. Одна группа детей говорит: "мы хотим построить совершенно новый дом для отца". Другая группа детей говорит: "а мы хотим переделать, обновить старый дом для отца".
В этом и другом строительстве есть свои трудности. Но во втором строительстве есть опасность, на которую строящие новый дом хотят обратить особое внимание обновляющих старый дом.
При обновлении старого дома у строителей всегда имеется и искушение сохранить побольше старых материалов.
Если сохраняется старый, но целый кирпич, или старое, но крепкое дерево, то в этом нет ничего плохого. Но если из этого чувства экономии в стены дома попадает старое прогнившее дерево или пачки сена и соломы, то это очень плохо, так как от этого может пострадать прочность дома.
Еще хуже будет, если обновление старого дома ограничится только перекрашиванием его, только переоклейкой стен, и если все другое останется по-старому, тогда случится то, о чем говорил Господь: "Нельзя к старой одежде приставить новую заплату. Новая заплата раздерет слабую, ветхую одежду и дыра станет еще больше".
В конце концов, строители нового дома, евангельские христиане, обращаются ко всем группам, работающим над обновлением старого дома с сердечным братским словом:
"Вы можете продолжать вашу работу, и постольку, поскольку в вашей работе будут соблюдены основные начала евангельского учения, мы говорим вам от всего сердца: "Бог в помощь Вам"!
Но, с другой стороны, если вы убедитесь в большей целесообразности постройки нового здания и примкнете к армии строителей нового дома - Евангельской Церкви, то мы можем уверить вас, что в этом не ошибетесь. Наоборот, уже скоро вы возрадуетесь и вместе с вами возрадуется весь народ, видя перед собою воздвигнутое общими усилиями, при помощи Божией, величественное здание народной свободной Евангельской Церкви.
В этом случае произойдет слияние двух течений: уже совершающейся Народной Евангельской Реформации с ручьями обновленческой реформации в одну реку истинной Евангельской Реформации ко благу русского народа и ко славе Божией. И тогда обнаружится великое чудо. Вновь построенная Свободная Народная Евангельская Церковь окажется воспроизведенной старой первохристианской церковью.
В евангельском способе строительства в одно и то же время осуществляется и новизна и старина. К церкви, так построенной, будут относиться слова Христа: "и врата ада не одолеют ее".
После этой речи, с разрешения президиума, последовало чтение всемирного клича: "Голос с востока", посылаемого от Свободной Народной Евангельской Церкви всем церквам и вероисповеданиям на всем земном шаре.
В заключение, по предложению И. С.Проханова, все члены съезда встали и ими произнесена была горячая молитва к Господу о ниспослании им помощи свыше на великое строительство Его Церкви в СССР и во всем мире
Зап. В. Д.
Москва, 16/3 1923 г.
Евангельский клич.
Открытое послание Высшему Церковному Управлению Православной Церкви и группе "Живой Церкви".
От Свободной Народной Евангельской Церкви (Всероссийского Союза Евангельских Христиан).
Мир Вам! От Господа нашего Иисуса Христа.
В 1911 г. председатель Всероссийского Союза Евангельских Христиан И. С. Проханов обратился к тогда существовавшему Синоду с просьбой расширить распространение Евангелия в народе путем усиления печатания библий, новых заветов и т. п., и, в частности, путем напечатания портативной библии карманного формата.
Синод, совершенно не заботившийся о духовном просвещении народа, в этом отказал и поручил архиепископу Антонию Волынскому вступить в переписку с Всероссийским Союзом Евангельских Христиан.
В ответ на последовавшее со стороны архиепископа Антония писание последовало исчерпывающее послание Всероссийского Союза Евангельских Христиан (В. С. Е. X.).
В этом послании указывалось на бедственное духовное состояние русского народа; и в то же время Синод и все духовенство приглашалось покаяться в вековом грехе, ожить и начать деятельность, соответствующую возложенной на них ответственности.
Вместе с тем, предсказывалась судьба руководителей православной церкви, в случае, если они не откликнутся на призыв Божий: "Если посмотреть внимательно", говорилось в послании, "суд Божий грядет".
Этот суд пришел на наших глазах и оказался очень тяжелым для руководителей церкви.
Там же говорилось, что возможны такие случаи, что церковь может носить имя будто "жива", а на самом деле мертва (Откр. 3, 1), что она может быть "несчастна, жалка, слепа и нага", что светильник может быть сдвинут и т. д. (Откр. 2, 5).
Таким образом, несмотря на вековые гонения со стороны православной церкви, Свободная Народная Евангельская Церковь, следуя примеру Спасителя и покрывая все любовью и всепрощением, призывала гнавшую ее старую государственную церковь к обновлению, оживлению и очищению.
Это был пророческий голос, внушенный Самим Богом. Но, увы, она не увидела дня посещения Его и не услышала голоса Его.
Но голос Евангельской Церкви и теперь не замолк. С чувством искреннего доброжелательства и мира он звучит по адресу вновь образуемой церкви.
Из вышеизложенного ясно, что ничто не может так радовать Евангельскую Церковь, как тот факт, что "мертвая" православная церковь делается "живой", и попытка в этом направлении для нее весьма ценна.
Наблюдая, однако, за началом образования и развития "живой церкви", Евангельская Церковь находит необходимым сказать представителям ее весьма важное братское слово:
Перед "Живой Церковью" лежат два пути:
1. Она может, подобно многим прежде "оживляющимся церквам" на западе, немного пожить и затем опять умереть, и
2. Она может жить, развивать свою жизнь и даже изобиловать жизнью неограниченное время.
Любя свой народ, Евангельская Церковь от души желает настоящей и цветущей жизни для "Живой Церкви".
В силу этого желания, Евангельская Церковь обращает внимание руководителей "Живой Церкви" на следующие факты:
В настоящем своем виде, к сожалению, "Живая Церковь" еще не проявляет истинной жизни. О ней можно сказать то, что сказано в Откровении, 3, 1: "ты носишь имя, будто жива, но ты мертва". Это явствует из следующих положений:
а) ап. Петр призывает всех верующих из самих себя как "живых камней" устроить "дом духовный", т. е. живую церковь из живых сознательно верующих в Него душ (1 Петр. 2, 5);
б) живые камни - это те, кто сознательно приняли Евангелие, уверовали в Него (Мр., 1, 15), покаялись (Лук., 13, 3), обратились, т.е. . переменили жизнь (Деян., 3, 19) и возродились (Иоан., 3, 5) от воды (т. е. Слова Божия - Иоан., 4, 14; 1 Петр., 1, 23) и Духа Святого (т. е. усвоили совершенно новую духовную природу: новое сердце, новый дух и пр.), и живут праведно и благочестиво (Тит., 2, 12) в этом мире.
Руководители "Живой Церкви" должны определенно выяснить, удовлетворяют ли члены ее этим условиям. Если нет, то как бы она ни называлась, она не может быть живой.
Согласно вышеуказанному условию, "Живая Церковь" должна иметь следующий строй:
В целях сохранения жизнеспособности она строго соблюдает следующие установленные Господом правила:
В церковь принимаются членами только души, исповедывающие факт сознательного уверования во Христа, покаяния, обращения и возрождения.
2. Таким сознательно уверовавшим во Христа преподается крещение водное (Деяние, 2, 41), чем исключается крещение детей, не могущих сознательно веровать.
3. Такие сознательно уверовавшие затем пребывают в "преломлении хлеба" (Деян., 2, 42), т.е. совершают в простоте воспоминание смерти Христа путем установленной вечери (1 Кор., 11, 23 - 33).
4. Члены церкви, впавшие в грех, должны, согласно повелению Спасителя, подвергаться увещеванию. В случае их исправления, они остаются членами, а в случае продолжения греха, выбывают из церкви, благодаря чему сохраняется чистота и жизнеспособность церкви (Матф., 18, 15-16).
5. При этом, в "Живой Церкви" избранные работники (пресвитеры, учителя и диаконы), являясь не начальниками и административными лицами, а служителями, имеют своей главной задачей не исполнение треб и таинств, а смиренное самоотверженное служение духовного воспитания членов (1 Фесс. 2, 7).
6. Каждый член Церкви знает твердо, что благодать Духа Святого принадлежит не пастырям только, а каждому верующему, что все сыны Божий водимы Духом Божиим (Римл., 8, 9 и 14) и что всякий верующий должен исполняться Духом постоянно (Еф., 5, 18).
7. Каждый верующий имеет непосредственное отношение к Богу. Для него единый ходатай и посредник Господь - Иисус Христос (Тим. 2, 5); он молится не установленными формулами, а живыми словами, от живого сердца (Еф., 6, 18; 1 Кор., 14, 15); он поклоняется Богу своему в духе и истине, без посредства вещественных предметов (Иоан., 4, 24).
8. Всякий член церкви питается чистым словесным молоком (1 Петра, 2, 2), т. е. чистым словом Божиим, без примеси человеческих преданий и т. п. (Мр., 7, 8).
9. Храмом для верующего становится его сердце, где и утверждается Царство Божие (Лук., 17, 21; 1 Кор., 6, 19).
Но, кроме того, подобно ожившему, воскресшему, Лазарю, всякий верующий и всякая ожившая церковь должна снять пелену всяких остатков прежнего мертвого состояния.
В силу вышесказанного, ожившая православная церковь должна освободиться от следующих пелен:
10. Необходимо отвергнуть все человеческие предания и постановления, образовавшиеся после Христа и апостолов и остановиться исключительно на слове Божием, как едином руководстве в вере, жизни и домостроительстве, достаточном для того, чтобы не только спасти, но и сделать человека совершенным (2 Тим., 3, 16 - 17).
11. Необходимо отвергнуть все, что основывается не на слове Божием, а на преданиях.
Толкование таинств, при котором духовное поглощается материальным:
1) крещение детское и заменить его крещением по сознательному уверованию (Мр., 16, 16);
2) учение об евхаристии с пресуществлением и заменить его преломлением или "вечерей Господней" (Деян., 2, 42; 1 Кор., 11, 20) с воспоминанием смерти Спасителя, совершенной во искупление людских грехов;
3) учение о хиротонии, дающей какую-то особую власть людям и исключительное право обладания Святым Духом простым рукоположением, т. е. молитвою церкви с возложением рук, знаменующим собою возложение на служителей церкви ее великого бремени.
12. Отменить сложную иерархию из священников, архиереев, митрополитов, патриархов и др., а принять только служителей церкви, указанных в новом завете: пресвитеров, учителей и диаконов, избираемых церковью в строгом согласии с указанными в слове Божием требованиями (Тит., 1, 5, 10; 1 Тим., 3, 1 - 14).
13. Упразднить самое учение об особом классе людей, называемых священниками, ибо все верующие суть священники Богу Живому (Откр., 1, 6 и 5, 10; 1 Петра, 2, 5), и устранить всякое понятие о посредничестве их между Богом и людьми.
В силу этого отменить всякую исповедь перед священниками" наставляя весь народ, чтобы он исповедывался непосредственно перед Господом (1 Иоан., 1, 9).
14. Совершенно устранить всякое учение о разделении церкви на духовенство и мирян, об исключительном праве служителей церкви на благодать Духа Святого и наставить весь народ в том, что каждый член должен не только иметь общение с Духом Святым, но возродиться от Него (Иоан., 3, 5), быть руководимым Им (Римл., 8,14). и исполняться Им (Еф., 5, 18), и что без Духа Святого он не может быть христианином (Римл., 8, 9).
15. Устранить всякое учение о посредничестве между Богом и человеком святых, Девы Марии и др. и провозгласить единое посредничество Иисуса Христа (1 Тим., 2, 5).
16. Устранить всякие посредствующие вещественные предметы, как - то: иконы, мощи и т. п. и всякие обряды из области поклонения Богу и научить народ молиться в духе и истине (Иоан., 4, 24).
17. Научить народ мол не установленными формулами, а импровизированными молитвами, т. е. всякими молитвами и прошениями, во всякое время, духом (Еф., 6, 18), исходящими из сердца, соответственно нуждам.
18. Устранить неправильное учение о храмах и научить народ сознавать что человек верующий есть храм Духа Святого (1 Кор., 6, 19) и что Богу поклоняться можно везде и всюду, ибо Он там, где двое или трое собраны во имя Его (Мф., 18, 20).
19. Устранить всякие учения, не основанные на слове Божием,. как-то: поминание умерших и. т. д., и т. д.
Но само собою разумеется, согласно тому, что сказано выше, удалению пелен, т. е. всего, что основано на человеческих преданиях, должно предшествовать действительное оживление церкви.
Оно должно начаться, как сказано выше, с оживления каждого отдельного члена через сознательное уверование, покаяние, обращение, возрождение и наставление к святой жизни и затем должно привести через присоединение к церкви, через водное крещение, к общению с верующими в хлебопреломлении и святом труде для славы Божией.
В силу этого, в церкви сами по себе осуществятся следующие нововведения;
20. Равенство всех членов (мужчин и женщин) и одинаковый голос в собраниях церкви при решении всех вопросов, ибо все братья и сестры во Христе имеют одинаковые права (Мф., 20, 25).
21. Выборное начало в отношении всех служителей церкви (Деян. 6,1-6).
22. Соблюдение нравственной чистоты в церкви, увещания и исправления виновных в грехе и удаления в случае их нежелания исправиться (Мф., 18, 15 - 18).
23. Полная внутренняя независимость всех поместных церквей на подобие древних: Иерусалимской, Антиохийской, Ефесской и др., при условии объединения их в одном вероучении.
24. Обильное наставление народа словом Божиим на общедоступном языке, путем живой проповеди, библейских чтений, с разбором писаний и т. д.
25. Правильно поставленное дело духовного воспитания всех членов церкви и в особенности молодежи и детей.
26. Всякое содействие правильному устроению социальной жизни членов церкви на основах свободы, равенства и братства и устранение всяких видов несправедливости из практических отношений между людьми.
27. Так как Христова церковь есть царство не от мира сего, то устранение церкви от всякого участия в политике и сосредоточение исключительно на деле действительного духовного строительства Царствия Божия в сердцах человеческих, являтся в полном согласии с принципом отделения церкви от государства.
Намеченная в сем послании работа действительно создаст "Живую Церковь", которая будет восстановлением церкви Христовой, и Апостолов, т. е. церкви первохристианской.
Она будет не только живою, но будет иметь в самой себе достаточную сопротивляемость всякому замиранию и сделается постоянно возобновляющимся источником живых сил. Это будет реформация по слову Божию.
К сожалению, то, что мы слышим о реформах, которые стремится ввести "Живая Церковь", они далеко не соответствуют вышеуказанным требованиям учения Христа. Эти реформы сводятся, главным образом, к небольшим внешним переменам.
Вполне понятно, что окончательная реформа церкви может быть выработана только на соборе. Во всяком случае, решения собора будут в значительной мере зависеть от голоса руководителей "Живой Церкви".
Им - то Народная Евангельская Церковь напоминает, что в развернувшейся пред ними работе необходимо помнить исторические примеры и брать из них уроки.
Реформация Гуса, Лютера и проч. пошла гораздо дальше по пути обновления строя католической церкви, чём "Живая Церковь" в ее теперешнем состоянии, но эта средневековая реформация не сделала церковь живою, потому что не был проведен принцип живого строительства церкви, т. е. принцип строения церкви из живых камней, из душ, сознательно уверовавших, обратившихся и возрожденных. В конце концов это было приставление новой заплаты к ветхой одежде (Мф., 9, 16), от которой получилось мало пользы.
Та же участь ждет и русскую "Живую Церковь", если только она ограничится половинчатыми реформами и забудет самое главное, т. е. дело устраивания церкви из живых душ.
Народная Евангельская Церковь предвидит легкую возможность уклона группы "Живой Церкви" в сторону поверхностного строительства, ибо на первых шагах она встретит сильнейшее сопротивление со стороны консервативных и устарелых кругов православной церкви.
В силу этого, Народная Евангельская Церковь желает протянуть ей руку братской помощи и содействия и нравственно поддерживать ее в настоящей борьбе.
В связи с этим, внимание группы "Живой Церкви" обращается на следующее:
Она свободная, ибо никогда не была в соединении с государством.
2. Вопреки утверждения разных Победоносцевских миссионеров, Народная Евангельская Церковь не имеет и никогда не имела ни вражды и никакого чувства злобы или мести ни по отношению к старой православной церкви, ни, тем более, по отношению к группе "Живой Церкви".
Правда, от старой православной церкви евангельские христиане терпели страшные гонения, но они различали черносотенное духовенство от самого народа и потому, по завету Христа, не враждовали, молились за народ, как за неведавший, что он творил, и за духовенство, как за врагов, которых Спаситель заповедал любить.
При всем этом евангельские христиане горячо молились о пробуждении и возрождении как народа, так и духовенства, и евангельская церковь может радоваться, что молитва ее начинает исполняться.
Искренность такого христианского чувства доказывается тем, что теперь, когда православная церковь повержена в бессилие, евангельские христиане не проявили никаких актов мести или злорадствования и Тем более в отношении группы "Живой Церкви".
Народная Евангельская Церковь молится, чтобы Господь действительно сделал ее рекою духовного оживления многих миллионов дуги.
3. Вопреки утверждению пристрастных лиц, Народная Евангельская Церковь не есть секта, или узкая партия, ни по учению, ни по настроению.
По своему учению Народная Евангельская Церковь воплотила в себе вышеизложенные основы христианской церкви и является восстановленной первохристианской церковью, рожденной в недрах русского народа от Духа Божия, растущей и живущей согласно законам, указанным в слове Божием.
Эта церковь исчисляет своих членов и сочувствующих уже сотнями тысяч и миллионами. Она уже прошла через огонь испытай и гонений, укреплена молитвами, слезами и кровью своих мучеников и вышла на путь плодотворного духовного творчества.
По своему настроению Евангельская Церковь отличается от всех существующих вероисповеданий широтою своих взлядов на инаковерующих.
В основе своего мировоззрения она уложила слова великого ап. Павла: "Как бы ни проповедывали Христа притворно или искренно, я и тому радуюсь" (Фил., 1, 18) и великое изречет о одного из христианских мудрецов: "в главном единство, во второстепенном свобода, а во всем любовь". Отсюда понятно, почему Евангельская Церковь с самого начала призывала к единению все вероисповедания, стремящиеся к насаждению правды Христовой.
В своих органах печати Евангельская Церковь, твердо отстаивает основы своей веры, не позволяла себе никогда оскорблять свое вероучение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий